Главная / Статьи / Люстры, как элемент дизайна интерьера

Люстры, как элемент дизайна интерьера

Сегодня осветительные приборы призваны не только выполнять свою основную функцию, а еще и являться средством выражения идеи дизайнера. Люстры, светильники дополняют и подчеркивают заданный стиль, а иногда диктуют его.

Люстры

Лю́стра (от французского lustre) - светильник, предназначенный для освещения больших замкнутых помещений.

Люстры известны всем нам как средство создания уюта, комфорта, хорошего настроения.

Отличительная особенность люстры заключается в одновременном использовании нескольких источников света.

Разновидности люстр

Существует два типа люстр, разделяющихся по устройству крепления к потолку - подвесная (классическая) и потолочная. Разница между ними заключается в том, что подвесная крепится к потолку гибким или жестким подвесом (к примеру, цепью) на крюк. Высота ее может варьироваться в пределах длины цепи. Источники света, как правило, располагаются в несколько ярусов, благодаря чему классические люстры дают яркий равномерный свет. В подвесных люстрах дизайнеры воплощают самые невероятные идеи, благодаря чему люстра может стать не просто частью интерьера, а его композиционным центром. Однако такая люстра занимает в пространстве много места. В связи с чем ее использование по эстетическим причинам зачастую нецелесообразно в помещениях с низкими потолками. Потолочная же люстра подойдет для помещениякак с низкими, так и с высокими потолками. Она крепится максимально близко к потолку. При этом для освещения помещения с относительно большой площадью следует выбрать люстру большого диаметра. Для усиления яркости в конструкцию потолочной люстры нередко включают зеркало. Внешне потолочная люстра, как правило, напоминает по форме тарелку или состоит из нескольких небольших плафонов. Такой тип хорошо передает принципы минимализма и функциональности в интерьере.

По типу используемых ламп люстры можно поделить на четыре вида: с лампами накаливания, с галогенными лампами, с люминесцентными лампами, и со светодиодами.

В силу свой специфики люстры дают очень яркий свет, в связи с чем в их конструкциях предусматриваются рассеиватели - плафоны, хрусталь. Также для люстр, использующих лампы накаливания есть возможность установки реостата (так называемого «диммера»), который служит для регулировки интенсивности световых потоков. Это позволяет настраивать уровень освещенности в зависимости от времени суток, настроения, ощущения комфорта.

Кроме того в люстрах используются различные варианты коммутации или сценарии, когда лампы включаются группами или все одновременно.

Люстры и освещенность

Однако стоит помнить, что люстры, прежде всего, являются источником света, а, следовательно, подход к их выбору должен основываться на расчете. Слишком тусклый свет действует усыпляюще, слишком яркий - раздражающе.

Хорошо, если функции подбора лежат на профессионале - дизайнер рассчитает мощность, световой поток, зная необходимый уровень освещенности для каждого конкретного помещения и, исходя из этого, предложит вам несколько вариантов. Если же вы занимаетесь подбором самостоятельно, то для начала полезно будет ознакомиться с основными принципами выбора светильников для различных помещений.

Как правило, изначально подбирается светильник, который будет расположен в центре функциональной зоны (к примеру, люстра над обеденным столом), а остальные осветительные приборы - будь то бра, торшер, встраиваемые светильники - подбираются подчиненными ему по стилю, форме, материалу. Таким образом, определившись с люстрой, вы без труда сможете подобрать дополнительное освещение. Бывают случаи, когда в помещении люстры не используются, или когда центром осветительной композиции является не один, а несколько приборов. Но в данной статье будет рассмотрен классический вариант, так как в 90 процентах случаев он соответствует потребностям покупателя.

Яркость освещения будет зависеть от нескольких факторов: типа, мощности и количества ламп, установленных в плафонах, положения чаш, материала и светопрозрачности самих плафонов и абажуров.

Прежде всего, следует сказать о технических характеристиках, которыми должна обладать люстра, используемая в том или ином помещении, а точнее основной характеристике - мощности.

За основу берут 15-25 Вт мощности на квадратный метр. Этого достаточно для освещения среднего помещения - не слишком тускло и не очень ярко. В то же время на каждое помещение возлагаются определенные функции, выполнение которых требует большей или меньшей яркости. Кроме того, большое значение имеет цветовое решение стен: светлые тона позволяют выбрать яркость меньше, темные - требуют большей яркости, так как коэффициент отражения темными поверхностями света равен 10-15 процентам.

Также нужно учитывать, что наиболее комфортный для глаз свет - рассеянный. Такого эффекта можно достичь, используя люстры с плафонами, направленными вверх. Этот прием также позволяет зрительно увеличить пространство. Однако в помещениях с отражающими потолками (глянцевыми натяжными, зеркальными и т.п.) обязательно использовать люстры с полностью закрытыми плафонами. Это связано с тем, что отраженные от потолка блики будут ослеплять при взгляде на них.

Чтобы добиться плавного распределения света в помещении и избежать необходимости использования люстры большой яркости можно прибегнуть к сочетанию нескольких люстр.

Немаловажный фактор при выборе люстры - цвет плафонов. Они будут окрашивать помещение в свой тон. Это может негативно сказаться на цветовой гамме интерьера. Поэтому, выбирая плафоны - цветные или с цветными вставками - старайтесь подобрать их созвучно цветовому решению помещения, для которого предназначается люстра.

Стиль интерьера и люстра

Для интерьера в классическом стиле можно выбрать хрустальную люстру, стеклянную, бронзовую или кованую. Классический стиль отличает простота линий, симметрия, люстры, выполненные в этом стиле изящны и благородны.

Люстры в стиле модерн - изогнутые витиеватые линии, необычные формы, смелые сочетания фактур и цвета. Цветочные и этнические мотивы.

Люстры из лозы, бамбука, или рисовой бумаги подойдут интерьеру, выполненному как в строгом японском, так и в темпераментном африканском стилях.

Минимализм, хайтек - это люстры-подвесы, простые люстры с правильными геометрическими формами, современные, практичные материалы - пластик, стекло, металл.

Стилю кантри, провансу, шале присуще преобладание натуральных материалов - дерева, металла, текстиля, керамики. Часто используемый элемент - лампы-свечи. Кованые люстры, люстры с яркими тканевыми абажурами.

Люстра для гостиной, зала

Гостиную по праву можно назвать душой квартиры или дома. Здесь встречают гостей, собираются всей семьей, проводят тихие вечера, расслабляются, смотрят телевизор, отмечают торжества. Для каждого варианта проведения времени в этом помещении должны быть продуманы свои световые сценарии, подразумевающие использование разнообразных источников света. Но в большинстве из них обойтись без люстры невозможно. Она должна быть яркой, создающей праздничное настроение. Свет должен быть рассеянным, отраженным. Лучше, если освещение будет регулируемым.

Отличный вариант для гостиной в классическом стиле - хрустальная люстра, которая создаст непередаваемую по красоте игру света. Для гостиной загородного дома, в стиле Кантри, Прованс, Модерн можно порекомендовать люстру с коваными элементами.

Освещение в столовой

Зона столовой зачастую примыкает к гостиной или кухне, в которых подразумевается наличие люстры. И все же столовая - место, где хочется атмосферы уюта. Один из лучших вариантов здесь - люстра с абажуром над обеденным столом. Абажур, как правило, представляет собой пластик или ткань на проволочном каркасе, также это может быть и стекло, и перфорированный металл. Абажур пропускает небольшое количество света, в связи с чем в темное время суток освещение становится романтичным, объединяющим людей, собравшихся за столом. Абажур должен по возможности охватывать всю поверхность стола, либо достаточно ее освещать.

Освещение в прихожей

Прихожая это визитная карточка дома - первое помещение, в которое попадает человек. Освещение тут не должно быть слишком тусклым или слишком ярким. Оно должно быть достаточным, чтобы комфортно собраться для выхода из дома и оставить верхнюю одежду при входе в дом. Настроение этой комнаты - спокойное, приглашающее. Здесь не должно быть кричащих форм, а при условии низкого потолка подвесных люстр. Для прихожих с низким потолком рекомендованы потолочные люстры с плафонами направленными вверх. Люстр может быть несколько - непосредственно у входа и в глубине прихожей. Стилистически люстра должна быть вариацией основной темы дома.

Освещение в спальне

Освещение в спальне должно быть мягким, успокаивающим. Лучше, если освещение будет регулируемым. Не должно быть яркого, режущего глаза света.

Люстру лучше выбирать небольшую. Если позволит высота помещения - подвесную, в противном случае - потолочную. Плафоны рекомендуются закрытые, или максимально скрывающие источники освещения, абажур - матовый или тканевый.

Освещение в ванной

Если размеры ванной позволяют - в ней возможно использование люстры в специально выделенной зоне отдыха. В любом случае стоит помнить о некоторых правилах: светильники для ванной должны быть во влагозащищенных корпусах; основной свет должен быть не резким, идти от зеркала и хорошо освещать лицо.

Свет в детской

Требования по освещенности в детской сильно отличаются от остальных помещений - зона игр и рабочая зона должны быть ярко освещены. Свет - настоятельно рекомендуется отраженный либо рассеянный. Что подразумевает выбор матовых плафонов. Должны быть исключены резкие переходы от света к тени. Также следует по возможности исключить люстры из стекла, люстры с большим количеством декоративных подвесок. Остановите свой выбор на пластиковых, тканевых, металлических или бумажных плафонах, или плафонах из толстого стекла. Хорошо, если плафоны будут полностью закрытыми. Лучше отказаться от классической люстры, если ребенку меньше 13 лет и это не его мотивированный выбор. Психологический комфорт ребенка стоит на первом месте. Поэтому с одной люстра должна соответствовать его возрасту, предпочтениям, привычкам, и в то же время родители могут сделать эстетический посыл к развитию вкуса у ребенка, если помогут выбрать люстру, которая помимо всего прочего будет соответствовать стилистике квартиры.

Также следует учесть, что в ночное время детям нужно слабое освещение. Лучше, если люстра будет с возможностью регулировать его уровень.

Свет на кухне

Кухня это семейный очаг. Хозяйка, а, впрочем, и вся семья проводит здесь много времени. Как правило, кухни функционально разделены на зону приготовления и зону приема пищи. Освещение каждой из зон должно быть подчинено выполняемым в ней действиям. Над рабочей зоной свет должен быть ярким, но без бликов, резких теней. Здесь не обойтись без отдельного света для подсветки рабочего стола. Обеденная зона требует более мягкого освещения, достаточного для создания атмосферы уюта, возможности созерцать вид пищи.

Решить вопрос с выбором осветительных приборов можно несколькими путями. Первый вариант - общий свет. Этот вариант стоит рассмотреть на кухнях небольшой площади с небольшой высотой потолков. Сюда подойдет потолочная люстра, с направленными вверх плафонами, либо люстра-спот, представляющая собой конструкцию из нескольких плафонов с поворотным или движущимся механизмом. Каждый из этих плафонов может быть включен и направлен отдельно.

Для кухонь, больших по размерам и высоте потолков можно порекомендовать классическую люстру. Тут целесообразно ввести некоторые ограничения, связанные с тем, что уход за люстрой, используемой на кухне должен быть простым: хрустальные люстры не должны включать множество подвесных декоративных элементов; ткань у люстр с абажуром или плафонами из ткани должна быть съемной, легко мыться и быстро сохнуть. Отличным вариантом для кухни является люстра-подвес.

Свет в кабинете

Освещение кабинета должно быть равномерным, рассеянным и мягким. Прямой свет резок, он позволяет лучше сконцентрироваться, но глаза от такого света быстрее устают. Оптимально использование реостата.

Люстра может быть не одна, а несколько - в зависимости от размеров помещения и функциональных зон.

 Зоя Кривовцева,
 ведущий дизайнер студии ART-PLEN